Новости

26.12.2018

К столетию первого отечественного свода трудовых законов.

Профессиональные союзы выделены в Конституции отдельной строкой, среди прочих общественных организаций. Вот что говорит на эту тему статья 30, часть 1: «Каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется».

Ровно век назад в Советской России был принят первый Кодекс законов о труде - первый комплексный по содержанию акт советского трудового законодательства, который подытожил законодательство о труде первого года советской власти, закрепив многие нормы предшествовавших юридических актов по труду, подразделив нормативный материал на 9 разделов: «О трудовой повинности»; «Право на применение труда»; «Порядок предоставления труда»; «О предварительном испытании»; «О переводе и увольнении трудящихся»; «О вознаграждении за труд»; «О рабочем времени»; «Об обеспечении надлежащей производительности труда»; «Об охране труда».

31 января 1918 г. был опубликован декрет СНК о Биржах Труда (Собрания узаконений №21, ст. 319), возложивший всю работу по трудовому посредничеству на создаваемые профсоюзами при органах местного самоуправления Биржи Труда. Этим же законом была предусмотрена и ликвидация всех частных посреднических контор.

КЗоТ 1918 года был детищем непростого времени и прожил недолгую жизнь. Тем не менее, именно с этого документа ведет начало история отечественного трудового права как самостоятельной отрасли юриспруденции. Это был прецедент для России - все трудовые законы, принимавшиеся до революции, носили фрагментарный и несистемный характер.

29 октября 1917г. был принят Декрет Совета народных комиссаров о восьмичасовом рабочем дне, который касался продолжительности рабочего времени и времени отдыха, а также отражал особенности охраны труда женщин, несовершеннолетних и молодежи. Данный Декрет внес в прежнее законодательство существенные новшества и, причем исключительно в пользу работников. В нем были установлены:

- взамен 11,5-часового рабочего дня 8-часовой рабочий день и 48-часовая рабочая неделя;

- минимальный возраст приема на работу был определен в 14 лет (вместо 12 лет по прежнему законодательству), и этот возраст предполагалось повысить до 15 лет (с 1 января 1919 г.) и до 20 лет (с 1 января 1920 г.);

- рабочее время для молодежи до 18 лет было ограничено 6-ю часами в сутки;

- в рабочее время включалась не только сама непосредственная работа, но также и подготовительно-заключительное время (чистка машин, уборка рабочего помещения и т.п.);

- не допускались лица, не достигшие 18 лет и женщины к сверхурочным работам, и было существенным образом ограничено применение сверхурочных работ и взрослым (особенно родителям);

- подросткам до 16 лет и женщинам был запрещен ночной труд от 9 часов вечера до 5 часов утра;

- запрещено молодежи до 18 лет и женщин привлекать к подземным работам.

Данный Декрет распространялся (в отличие от прежнего законодательства) на все предприятия и на всех наемных работников, и за несоблюдение его норм было установлено наказание лишением свободы по суду до одного года. Таким образом, можем сказать, что Декрет о 8-часовом рабочем дне стал основным базисом фундамента советского законодательства об охране труда трудящихся.

Подоспевший под новый 1919 год единый трудовой закон должен был упорядочить систему трудовых отношений в эпоху наступившего военного коммунизма.

“Все трудоспособные граждане имеют право на применение труда по своей специальности и за вознаграждение, установленное для этого рода работы” - так формулирует КзоТ впервые в отечественном законодательстве право на труд.

Но право, по сути, оборачивалось обязанностью. Первый же раздел кодекса вводил всеобщую трудовую повинность - уже не только для “бывших людей”, но поголовно для граждан РСФСР 16 - 50 лет, за вычетом лиц, утративших трудоспособность, и беременных женщин. Трудовые книжки тоже становились обязательными для всех. Мало того, Совет народных комиссаров декретом “О порядке всеобщей трудовой повинности” обяжет в 1920 году все трудоспособное население участвовать в общественных трудовых мероприятиях независимо от занятости на основном месте работы...

Но хочу отметить, что труд еще ни одного человека не испортил, в отличие от безделья!

“Осуществление права на труд обеспечивается отделами распределения рабочей силы, профессиональными союзами и всеми учреждениями Российской Социалистической Федеративной Советской Республики. Привлечение трудящихся к работе помимо отделов распределения рабочей силы возможно только в случае приглашения лица на работу по выбору соответствующего советского учреждения или предприятия”.

Безработный гражданин обязан был состоять в очереди в распределительном органе, и не мог отказаться от предложенной работы по специальности, если условия труда не отклонялись “от норм, установленных соответствующим тарифным положением, а за неимением тарифа - профессиональным союзом”. И только трудом всех и каждого страна поднялась после гражданской и Великой отечественной войн.

Несмотря на очевидные ограничения свободы работника, КЗоТ 1918 года декларировал немало важных для развития отечественного трудового права норм. Среди прочего, в законе прописывалось, что вознаграждение за труд не может быть ниже прожиточного минимума и должно выплачиваться не реже чем раз в две недели. Также работнику гарантировалось не менее 42 часов непрерывного еженедельного отдыха и вновь подтверждалось право на ежегодный отпуск (в это время, правда, закон запрещал заниматься оплачиваемым трудом). Содержал кодекс и нормы о пособиях по болезни, родам и беременности, безработице и даже в случаях, если человек вынужденно работает не по специальности.

В 1922 году в Советской России был принят новый КЗоТ, который отвечал реалиям НЭП и возродившихся свободных трудовых отношений. Он предусматривал предоставление гражданам работы в порядке добровольного найма через биржи труда; ввел понятие трудового договора; закрепил принцип не ухудшения положения работника по сравнению с закрепленным в законодательстве коллективном договоре и правилах внутреннего трудового распорядка. Перевод осуществлялся как общее правило с согласия работника. Новый КЗоТ установил перечень оснований увольнения по требованию нанимателя (статья 47). Таким образом, КЗоТ 1922 г. значительно расширял права трудящихся и усиливал защитную функцию трудового права.

В конце 20-х годов в стране происходила смена курса, при которой отказывались от плана строительства социализма через НЭП и начинали осуществление форсированной индустриализации и коллективизации страны сталинскими методами. В это время возникала необходимость формирования огромной армии подневольного труда, способной осуществить ускоренную модернизацию экономики. Вводилось прямое государственное принуждение к труду под страхом уголовной ответственности: - за самовольный уход работника из предприятия, а также за самовольный переход с одного предприятия на другое была введена уголовная ответственность в виде тюремного заключения сроком от 2 до 4 месяцев. Учащиеся ремесленных, железнодорожных училищ и школ ФЗО за самовольный уход из училища (школы), а также за систематическое и грубое нарушение школьной дисциплины, повлекшее исключение из училища (школы), подвергались по приговору суда заключению в трудовые колонии сроком до одного года.

С началом Великой Отечественной войны чрезвычайные меры насильственного порядка, введенные в начале 40-х годов, были еще более усилены и дополнены другими мерами, диктуемыми военной обстановкой. Так, Указом ПВС СССР «О режиме рабочего времени рабочих и служащих в военное время» допускались обязательные сверхурочные работы до 3 часов в день, а для работников, не достигших 16 лет - до 2 часов в день с разрешения СНК СССР и с оплатой в полуторном размере. На время войны были отменены (за исключением некоторых категорий работников) ежегодные отпуска с заменой их денежной компенсацией, а в качестве метода привлечения к труду широко стали использоваться акты о трудовой мобилизации.

В 1955г. был восстановлен орган, призванный осуществлять государственное руководство в области труда и заработной платы, а именно, Государственный комитет Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы, который все важнейшие решения по вопросам труда и заработной платы должен был принимать совместно с ВЦСПС. Ими и было издано Постановление № 629 «Об утверждении списка производств, профессий, специальностей и работ, на которых запрещается применение труда лиц, не достигших 18-летнего возраста». В этот период также были приняты нормативные акты, которые внесли существенные изменения в институт правового положения профсоюзов, участие трудящихся в управлении производством и в порядок разрешения индивидуальных трудовых споров. Положение о правах фабричного, заводского, местного комитата профессионального союза, утвержденное Указом ПВС СССР от 15 июля 1958 г., расширило права и полномочия профсоюзов по защите прав и интересов трудящихся, их роль в управлении производством.

КЗоТ 1971 г. впервые ввел норму о гарантиях при приеме на работу, по существу - запрещение дискриминации. В отличие от КЗоТа 1922 г. он содержит характеристику основных трудовых прав работников, ограничивает свободу установления условий труда в договорном порядке и уточняет понятие трудового договора. В Кодекс включается глава «Трудовая дисциплина», содержащая в числе других норм исчерпывающий перечень дисциплинарных взысканий, что нужно расценить как повышение гарантий прав трудящихся (ранее виды взысканий определялись правилами внутреннего трудового распорядка).

Вторая половина 70-х годов и первая половина 80-х годов ознаменовались активным обновлением законодательства о труде, затронувшим многие его институты - коллективных договоров, заработной платы и нормирования труда, труда женщин и несовершеннолетних, трудовой дисциплины, материальной ответственности работников, трудоустройства.

Во второй половине 80-х гг. начинаются реформы, связанные с переходом на новые методы хозяйствования, расширение прав предприятия и повышение роли трудового коллектива, внедрения демократии и самоуправления на производстве. В это же время у сильного профсоюза забирают многие правоустанавливающие обязанности и передают их трудовым коллективам, но Трудовые коллективы не продержались на рынке труда и 15 лет, а права профсоюзам так и не вернули. Обнаружился кризис политики «перестройки», стали очевидны неудачи в осуществлении реформ, и произошел новый поворот в политике - курс на переход к рыночным отношениям, на дальнейшее развитие демократии во всех сферах общественной жизни.

Период развития законодательства о труде с 1988 г. по настоящее время, по существу, представляет собой процесс реформирования трудового законодательства, связанный как с изменением экономической системы общества, так и со сменой социально-политических приоритетов.

Новый трудовой кодекс был принят в 2001 и вступил в силу в 2002 году. По мнению профсоюзов, этот кодекс предусматривает увеличение сверхурочного рабочего времени (как рабочей недели, так и рабочего дня). Профсоюзы окончательно потеряли возможность, как представлять интересы работников, так и сопротивляться массовым сокращениям.

По прошествии 16 лет действия Трудового кодекса РФ можно сказать, что принят он был в очень «сыром» виде, о чем свидетельствуют неподдающиеся счеты поправки и изменения. Разрыв в уровне заработной платы, различных гарантиях и компенсациях  работников. Выполняя одну и туже работу люди имеют очень разный уровень жизни и тем он выше, чем выше поднимается работник по ступеням государственной или муниципальной службы. Необходимо воплотить в жизнь основные принципы уже действующего Трудового кодекса, а именно: равенство прав и возможностей работников; обеспечение права каждого работника на  выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное существование для него самого и его семьи.

 

Задать вопрос профсоюзу
Имя:
Эл. почта:
Я не робот
+7 (499) 749-87-80 © 2009 «Профсоюзная организация ГКНПЦ им. М.В.Хруничева» Сайт разработан в дизайн-студии «I-Net»